ул. Большая Внуковская, д. 6 построить маршрут
+7(495)927-67-65 (Ежедневно с 9:00 до 21:00)
Пн-Пт: 12:00-18:00
Купить билеты

23 июня 1941 г.

На следующий день после начала Великой Отечественной войны с немецкими фашистскими захватчиками постановлением СНК СССР Гражданский воздушный флот в оперативном отношении стал подчиняться Народному Комиссариату Обороны. Вышло постановление Совета народных комиссаров СССР сформировать особые авиагруппы и отряды для обслуживания действующих частей Красной Армии и Военно-морского флота.

27 июня 1941 г.

На базе аэродрома Внуково была сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАОН) гражданского воздушного флота для выполнения специальных заданий командования Красной Армии (командир В. М. Коротков, комиссар И. М. Карпенко). МАОН состояла из семи отрядов (с конца 1941 г. — эскадрилий), была укомплектована лучшей авиационной техникой и сформирована из опытных кадров Управления международных воздушных сообщений, экипажей Московского, Казахского, Приволжского, Восточно-Сибирского и Узбекского управлений.

Экипажи МАОН летали на линии фронта, в глубокие тылы немецко-фашистских войск, доставляли партизанам боеприпасы, вывозили раненных, выполняли особо важные боевые задания, обеспечивали перевозку пассажиров и грузов внутри страны.

Приказ по Главному управлению Гражданского воздушного флота об организации Московской Авиагруппы особого назначения, г. Москва, № 9 от 27 июня 1941 г.

2 июля 1941 г.

Вступил в эксплуатацию аэропорт Внуково (первая очередь). Эта дата официально признана как День рождения аэропорта Внуково и района Внуково.

Октябрь 1941 г.

Враг подошел на подступы к Москве, МАОН получила приказ перебазироваться на другие аэродромы. Аэропорт Внуково был заминирован на случай захвата врагом.

Аэрофотосъемка аэропорта Внуково. Начало 1940-х гг.

4 октября 1941 г.

Государственный Комитет Обороны обязал Гражданский воздушный флот выделить группу транспортных самолетов для снабжения осажденного Ленинграда продовольствием и боеприпасами, для чего из Московской авиагруппы особого назначения были выделены три эскадрильи. В течении 1942 г. и первой половины 1943 г. в Ленинград было совершено 2457 вылетов, из них 146 — ночью. Военный Совет Ленинградского фронта высоко оценил работу авиаторов, наградив 68 человек орденами и 292 — медалью "За оборону Ленинграда".

Самолеты Ли-2 летят в блокадный Ленинград с продовольствием. 1941 г.

Октябрь 1941 г. — январь 1942 г.

В битве под Москвой непосредственно участвовали летчики Аэрофлота. В интересах фронта они за период с октября 1941 г. по январь 1942 г. совершили 32 730 полетов, в том числе в тыл противника — 845. За это время перевезено 49 822 бойца и командира, 1365 т боеприпасов, вооружения, медикаментов и продовольствия.

Середина января 1942 г.

Лётные эскадрильи Московской авиагруппы особого назначения вновь начали перебазирование на аэродром Внуково. В ускоренном темпе происходило восстановление объектов аэропорта, была организована местная противовоздушная оборона, усилена охрана объекта.

Июнь — июль 1942 г.

Подразделения ГВФ оказывали постоянную помощь частям Красной Армии и флота, которые вели беспримерные оборонительные бои по защите Севастополя. В числе последних оставили изрытую снарядами и бомбами взлетную полосу "херсонесского пятачка" экипажи В. И. Шутова, И. Г. Неронова и М. С. Скрыльникова, на борту самолета которого находились командующий Черноморским флотом Ф. С. Октябрьский и командующий Приморской армией И. Е. Петров.

6 ноября 1942 г.

Московская авиагруппа особого назначения преобразована в 1-ю авиатранспортную дивизию ГВФ (командир генерал-майор М. П. Казьмин). Это событие совпало с активным участием авиаторов в сражении под Сталинградом. Экипажи дивизии обеспечивали связь между Москвой и воинскими подразделениями, сражавшимися на Волге. Экипажи 1-й АТД ГВФ в разгром врага под Сталинградом внесли весомый вклад. Ее экипажи совершили 46 041 боевой вылет, перевезли около 31 тыс. солдат и командиров, эвакуировали в тыл свыше 3 тыс. раненых, доставили более 2500 т военных грузов.

Погрузка в самолет. 1940-е гг.

Середина 1943 г.

1-я авиатранспортная дивизия ГВФ получила задание обеспечить наступление войск Центрального фронта. В предельно сжатые сроки было совершено 1280 вылетов, перевезено 2 тыс. т боеприпасов; переброшено тактического резерва на угрожаемый участок — 13 600 человек, эвакуировано 12 124 раненых. Для Курской битвы боеприпасы, техническое имущество, горючее для танков доставляли транспортные самолеты 1-й АТД ГВФ.

Лето — осень 1943 г.

1-я авиатранспортная дивизия получила приказ ставки Верховного командования оказать помощь войскам при форсировании Днепра по снабжению и обеспечению вооружением и боеприпасами. Летный состав дивизии, совершая по 5—7 вылетов в день, выполнил задачу и дал возможность войскам вести успешные бои.

Март 1944 г.

1-му авиаполку 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ присвоено звание "Херсонский" за участие в освобождении Правобережной Украины.

24 мая 1944 г.

2-му авиаполку 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ за участие в освобождении города Севастополя было присвоено звание "Севастопольский".

Июль 1944 г.

3-му авиаполку 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ, отличившемуся в ходе Белорусской операции, присвоено наименование “Виленский”.

1944 г.

Фронтовые формирования ГВФ принимали активное участие в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Австрии, Греции.

Командир корабля Г. А. Таран с экипажем на аэродроме Внуково. 1942 г.

1944 г.

Создание Авиагруппы особого назначения (АГОН) в составе 12 внуковских экипажей, направленной на авиационную базу г. Бари (Италия), для обеспечения помощи партизанам Албании, Греции и Югославии. В ночь на 4 июня летчиками АГОН был эвакуирован из окружения штаб Народно-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосифом Броз Тито. В сентябре в Болгарии экипаж командира корабля А. П. Дымова участвовал в операции по пленению и вывозу профашистского правительства во главе с премьер-министром А. Цанковым и немецкой военной миссии, которые пытались увезти с собой важные документы и ценности.

Летчики авиагруппы особого назначения в Италии, г. Бари. 1944 г.

5 ноября 1944 г.

1-я авиатранспортная дивизия ГВФ за проявленную отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм была преобразована в 10-ю гвардейскую авиатранспортную дивизию (10-я гв. АТД ГВФ, командир Ш. Л. Чанкотадзе).

21 апреля 1945 г.

На завершающем этапе войны перед 10-й гвардейской авиатранспортной дивизией ГВФ была поставлена задача доставить из Горького специальные боеприпасы большой взрывной мощности, предназначенные для генерального наступления на Берлин. Трудность задачи состояла в том, что боеприпасы нужно было доставить в течение одного дня, покрыв расстояние от Внукова до Горького и от Горького до Каллау (2400 км) в сложных погодных условиях.

В строю 10-я гвардейская авиатранспортная дивизия. День вручения гвардейского знамени в аэропорту Внуково — 5 ноября 1944 г.

9 мая 1945 г.

Акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии был доставлен экипажем командира 2-го Севастопольского авиаполка 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ А. И. Семенкова (второй пилот А. Т. Тайметов, самолет С-47) в Москву на Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе на Ходынском поле.

Семенков Алексей Иванович — командир экипажа, доставившего в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии.
Пройди викторину
получи билет!